10.04.2019 607

Торгово-промышленной палатой РУз проведена общественная экспертиза ещё одного проекта нормативно-правового акта.


Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан является компетентным органом по оценке прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также по оценке влияния нормативно-правовых актов, проводит общественные экспертизы и представляет отрицательные и положительные заключения.

В частности, за прошедший период текущего года экспертными советами было рассмотрено 255 проектов нормативно-правовых актов и предоставлены результаты общественной экспертизы.

Например, Палатой расмотрен проект Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положений о порядке защиты территории Республики Узбекистан от объектов карантина растений», разработанный Государственной инспекцией по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан, и дано заключение общественной экспертизы:

1. В пункте 13 Приложения №1 к проекту, предусмотрено «Образцы подкарантинной продукции, отправленные в адрес аккредитованных в Республике Узбекистан дипломатических представительств, консульских учреждений, международных, межправительственных организаций (далее – дипломатические представительства) и прибывшие в Республику Узбекистан, подлежат контролю на общих основаниях».

Однако, в пункте 3 статьи 27 Венской конвенции о дипломатических сношениях (от 18 апреля 1961 года) указано, что «Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию».

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным пересмотреть пункт 13 Приложения №1 к проекту на предмет соответствия пункту 3 статьи 27 вышеназванной Конвенции.

2. Согласно пункту 37 Приложения №1 к проекту, «Необходимость в фитосанитарной обработке транспортных средств от объектов карантина растений определяется государственным инспектором по карантину растений».

Однако, отсутствие в проекте случаев необходимости в фитосанитарной обработке транспортных средств от объектов карантина растений приведет к необоснованным вмешательствам в деятельность субъектов предпринимательства и злоупотреблениям со стороны государственных инспекторов.

Исходя из этого, предлагается предусмотреть конкретный и исчерпывающий перечень случаев необходимости в фитосанитарной обработке транспортных средств от объектов карантина растений.

3. Согласно абзацу 6 пункта 8 Приложения №2 к проекту, отсутствие угрозы проникновения объектов карантина растений при ввозе подкарантинной продукции с территории страны – экспортера на территорию Республики Узбекистан является одним из обязательных требований выдачи карантинного разрешения.

Однако, данное требование недостаточно конкретизировано, так как проектом не предусмотрены критерии определения угрозы проникновения объектов карантина растений при ввозе подкарантинной продукции с территории страны – экспортера на территорию Республики Узбекистан.

В связи с этим, предлагается конкретизировать данное требование.

4. В пункте 34 Приложения №2 к проекту указано:

«Основаниями для аннулирования карантинного разрешения являются:

несоответствие между имеющейся подкарантинной продукции и указанной в карантинном разрешении;

нарушение фитосанитарных требований, определенных в карантинном разрешении;

подделка карантинного разрешения;

утеря карантинного разрешения».

Согласно части 1 статьи 25 Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности»:

«Документ разрешительного характера аннулируется на основании:

заявления субъекта предпринимательства об аннулировании документа разрешительного характера;

установления факта получения документа разрешительного характера с использованием подложных документов».

При этом, в случае установления факта получения документа разрешительного характера с использованием подложных документов то он аннулируется решением суда.

В связи с этим, а также в целях приведения данного пункта в соответствие с вышеуказанным Законом, предлагается пункт 34 Приложения №2 к проекту изложить в следующей редакции:

«Основаниями для аннулирования карантинного разрешения являются:

заявление физического или юридического лица об аннулировании документа разрешительного характера;

установление факта получения документа разрешительного характера с использованием подложных документов».

5. В абзаце 1 пункта 6 Приложения №3 к проекту предусмотрено, что «Фитосанитарный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, согласно Перечню подкарантинной продукции, подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю».

Согласно действующему законодательству, перечень подкарантинной продукции, требующей наличия фитосанитарного сертификата, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Однако, в предлагаемой редакции не определено, кем утверждается Перечень. А это, в свою очередь, приведет к возможному безосновательному расширению данного Перечня и включению в этот список всех растений, а также коррупциогенным факторам при осуществлении контроля выдачи фитосанитарного сертификата.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным абзац 1 пункта 6 Приложения №3 к проекту изложить в следующей редакции:

«Фитосанитарный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, согласно перечню подкарантинной продукции, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан».

6. В абзаце 2 пункта 6 Приложения №3 к проекту предусмотрено, что «Запрещается хранение, перевозка и реализация на территории Республики Узбекистан подкарантинной продукции, произведенной внутри республики, без внутреннего фитосанитарного сертификата».

Согласно действующему законодательству, «Фитосанитарный сертификат выдается с целью подтверждения незараженнности подкарантинной продукции карантинными и другими опасными вредителями, болезнями растений и сорняками при экспорте такой продукции из территории Республики Узбекистан».

Проектом предлагается установить порядок, согласно которому фитосанитарный сертификат выдается с целью подтверждения не заражённости подкарантинной продукции объектами карантина растений, т.е. устанавливается обязательство получения данного сертификата не только при экспорте подкарантинной продукции из территории Республики Узбекистан, а для хранения, перевозки и реализации на территории Республики Узбекистан подкарантинной продукции, произведенной внутри республики.

Однако предлагаемая норма не обоснована и не подкреплена статистическими данными, а также не приводится зарубежный опыт в данном направлении.

Установление такого обязательства приведет к дополнительным бюрократическим барьерам и коррупциогенным факторам, а также тому, что для каждого растения, хранящегося в домашних условиях и перевозящегося из одного региона в другой регион республики, будет требоваться данный сертификат, а это в свою очередь отрицательно повлияет на бизнес среду и инвестиционную привлекательность страны.

В настоящее время ведутся реформы по упрощению разрешительных процедур в сфере предпринимательства и поддержки предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в области сельского хозяйства.

В связи с вышеизложенным, а также в целях избежания усложнения ведения бизнеса, представляется целесообразным оставить действующий порядок выдачи фитосанитарного сертификата без изменений.

7. Подпунктом «а» пункта 1 Приложения №5 к проекту предлагается изложить абзац 4 пункта 66 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан:

«К перевозке ручной клади в пригородных пассажирских поездах допускаются также в счет нормы бесплатного провоза следующий багаж:

детские коляски;

растения, растительная продукция, саженцы и другие посадочные материалы при наличии фитосанитарного сертификата (при направлении за пределы Республики Узбекистан) или внутреннего фитосанитарного сертификата (при перемещении в пределах территории Республики Узбекистан). Указанная кладь должна быть обвязана кроной и упакована корневищами, а также каждое место не должно превышать по весу 18 кг и по высоте 1,5 м».

На основании пункта 6 настоящего Заключения, представляется целесообразным оставить действующую редакцию абзаца 4 пункта 66 и пункта 119 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан без изменений.

 

Информационная служба ТПП РУз