03.12.2019 182

Состоялось очередное заседание Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан


Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны» №УП-5430 от 04.05.2018 года был создан Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан.

Основными задачами данного совета определены налаживание системного и эффективного диалога государства и институтов гражданского общества, выработку предложений по определению стратегических направлений и формированию национальной модели развития гражданского общества, обсуждение актуальных вопросов, волнующих гражданское общество и широкую общественность, а также систематическое информирование Президента Республики Узбекистан о состоянии и тенденциях развития данного сектора.

На основании данного Указа при Консультативном совете были созданы несколько комиссий, одну из которых, в частности, Комиссией по вопросам развития международного сотрудничества институтов гражданского общества, возглавляет Председатель Торгово-промышленной палаты А.Икрамов.

В Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан 29 ноября 2019 года состоялось очередное заседание Консультативного совета, на котором обсуждался ход исполнения “Дорожной карты” Совета на 2019 год.

На заседании Совета приняли участие руководители государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций, являющиеся членами Консультативного совета.

Пунктом 36 Дорожной карты Совета на Комиссию по вопросам развития международного сотрудничества институтов гражданского общества была возложена обязанность по изучению опыта общественного самоуправления зарубежных стран и подготовке аналитической записки с предложениями.

В заседании Совета выступил Первый заместитель Председателя Торгово-промышленной палаты И.Жасимов с докладом на тему «Опыт общественного самоуправления в отдельных странах ЕС, СНГ,
Юго-Восточной Азии (включая Японию)».

«Изучение опыта, прежде всего, соседних государств и близких нам по обычаям и традициям народов Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, а также некоторых Европейских стран, показало, что в этих странах отсутствует четко выстроенный на законодательной или другой правовой основе института общественного самоуправления граждан, как это имеет место в Узбекистане» - отметил И.Жасимов.

Также в ходе своего выступления он рассказал об опыте институтов общественного самоуправления граждан таких стран, как Турция, Китай, Япония и Беларусь, который более близок к практике Узбекистана, в частности, институту «махалля».

Он также подчеркнул, что в законодательной практике этих стран четко определены функции общественного самоуправления граждан, их взаимосвязь с местными органами государственного управления и другими государственными органами, а также обязанность последних прислушиваться и поддерживать органы местного общественного самоуправления.

В частности, было обращено внимание на следующие:

а) по Турции:

- роль института Совета Старейшин (Нуронийлар Кенгаши) в работе с вопросами финансового характера, а также вопросами правового урегулирования споров, возникающих между жителями.

Совет Старейшин, состоящий из четырех членов, избирается одновременно с Мухтаром. Одной из основных функций Совета является также контроль за деятельностью Мухтара;

- обеспечение контроля над функционированием коммунальных служб, поддержанием порядка, сбором налогов;

- проведение разъяснительных мероприятий среди населения о сути и значении, принимаемых Президентом и Правительством нормативно-правовых актов.

б) по Китаю:

- местные органы власти на местах должны считаться с ролью и характером деятельности комитетов сельского населения, обязаны не мешать массам самим заниматься своими делами;

- информирование местных правительств о замечаниях населения, выдвижение предложений, организация сельских жителей на развитие производства и строительства, пропаганда нормативно-правовых актов.

в) по Японии:

- конкретное определение таких функции местного самоуправления граждан как – контроль, посредничество и участие.

Функция контроля предполагает наблюдение со стороны населения за деятельностью местных собраний и исполнительного аппарата органов власти.

Функция посредничества – обеспечение двустороннюю связь между простыми гражданами и центральной властью.

Функция участие предполагает участие населения в повышении эффективности работы не только органов местного самоуправления, но и всей системы государственного управления в целом.

- исполнение органами местного самоуправления своих функции без воздействия государственных органов.

г) по Белоруссии:

- изучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Осуществление такой функции возможно посредством проведения на ежемесячной основе собраний (просветительских мероприятий) среди населения определенной территорий.

Консультативный Совет принял решение направить результаты анализа в Республиканский благотворительный фонд «Махалля» и Фонд социальной поддержки ветеранов Узбекистана «Нуроний» для тщательного обсуждения опыта общественного самоуправления зарубежных стран и разработки предложений по дальнейшему развитию института общественного самоуправления граждан.

 

Пресс служба ТПП