01.08.2016 1704

Малый бизнес: проверки под контролем


"Важнейшая приоритетная задача, от решения которой во многом зависят устойчивый экономический рост и перспективы нашей страны, уровень и качество жизни населения, - это устранение всех преград и ограничений, предоставление полной свободы на пути развития частной собственности и частного предпринимательства… Мы должны еще раз критически переосмыслить и придать отношениям частной собственности их подлинное, отвечающее целям нашего развития содержание, подвести под них прочную правовую базу, сформировать сильную систему юридических норм и гарантий прав собственности и на этой основе обеспечить создание широкого слоя частных собственников, который стал бы экономической и социальной опорой нашего государства".

Ислам Каримов

С обретением независимости Узбекистан уверенно стал развивать отечественную экономику в рыночном русле и создал все условия для формирования частного сектора. Благодаря хорошему деловому климату и мерам государственного стимулирования сегодня на долю последнего приходится значительная часть ВВП. Дальнейшему укреплению его роли служат последовательное улучшение бизнес-среды и минимизация проверок.

Каждый предприниматель знает, как много поменялось в этой области не то что за двадцать лет, а даже за минувшие пять. Достаточно вспомнить, что 2011-й был объявлен по инициативе главы государства Годом малого бизнеса и частного предпринимательства. Важнейшим приоритетом на протяжении всего периода независимого развития является создание максимально благоприятных условий, льгот и преференций, оказание всесторонней поддержки ускоренному развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Без этого невозможно наполнение внутреннего рынка конкурентоспособной качественной продукцией, создание новых рабочих мест, прежде всего для молодежи, и обеспечение на этой основе увеличения доходов и повышения благосостояния народа. Потому в Узбекистане проводится соответствующая целенаправленная глубоко продуманная политика. Одной из важных ее сторон является сокращение вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

"Малый бизнес и частное предпринимательство сыграли ключевую роль в обеспечении роста и диверсификации экономики Узбекистана. Для получения максимальной пользы от этих возможностей, закрепления устойчивости экономического роста весьма важным представляются реализуемые реформы и программы Узбекистана, направленные на дальнейшее продвижение малого бизнеса и частного предпринимательства… Правительство Узбекистана уже осуществило ряд таких реформ, в том числе обеспечена благоприятная правовая основа для создания и функционирования малых предприятий, упрощена процедура регистрации бизнеса по принципу "единого окна", принят новый Налоговый кодекс, значительно снижены ставки налогообложения бизнеса".

Из выступления вице-президента Азиатского банка развития
Шиао Джао на открытии международной конференции "О роли
и значении малого бизнеса
и частного предпринимательства
в реализации социально-
экономической политики
в Узбекистане".

- Ситуация с каждым годом становится лучше, - считает предприниматель Голиб Бадалов, открывший в Андижане салон бытовой техники. - Раньше на этом месте был магазин, где почти сорок лет трудился отец. Он мечтал наладить свое дело, и его желание сбылось в годы независимости. Мы смогли выкупить помещение. Когда начинал, в наличии была пара сотен тысяч сумов - остальное в дело пустили. То здание - ему 110 лет было - снесли, а это строили пять месяцев. Участок тот же, но места вдвое больше, да и покупателей прибавилось. Государство поддерживает нас, стимулирует развивать бизнес. Проверок становится меньше, они проходят в соответствии с законом.

Действительно, проведена большая работа по масштабному сокращению вмешательства контролирующих структур в деятельность предприятий, значительному расширению экономических прав и свобод субъектов предпринимательства. Принят ряд мер, направленных на их всестороннюю защиту от неправомерных проверок. Введен принцип приоритета прав предпринимателей в их взаимоотношениях с государственными, правоохранительными и контролирующими органами. Более чем в 40 нормативно-правовых актов внесены изменения и дополнения, связанные с упрощением и облегчением создания и осуществления деятельности субъектов предпринимательства. Одним из примеров такой политики является Указ Президента "О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития" от 15 мая 2015 года.

- Это документ огромной важности. В нем указано, что проведение всех проверок деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляется контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов - не чаще одного раза в три года и только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов, - подчеркивает председатель Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан Алишер Шайхов. - Срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, сокращен с 30 до 10 календарных дней. Проверки правоохранительными органами деятельности хозяйствующих субъектов в связи с возбужденными уголовными делами осуществляются с обязательным участием адвокатов, привлеченных хозяйствующими субъектами (за исключением случаев отказа от этого права со стороны последних). Усилено наказание для сотрудников контролирующих органов вплоть до уголовной ответственности. Хозяйственным судам предоставляется право приостанавливать исполнение решения контролирующего органа, обжалуемого со стороны субъекта предпринимательства, на период рассмотрения соответствующего иска.

На основании указа внесены кардинальные изменения в Уголовный кодекс Республики Узбекистан. Добавлена новая глава "Преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов". В их числе нарушение права частной собственности, порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, незаконное приостановление их деятельности и (или) операций по их банковским счетам, принудительное привлечение их к благотворительности и иным мероприятиям, неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций, необоснованная задержка выдачи денег, незаконное истребование информации о наличии финансовых средств на счетах субъектов предпринимательства. Законодательно внедрен механизм возмещения в полном объеме, включая упущенную выгоду, вреда, причиненного субъекту предпринимательства.

При осуществлении проверок большая роль отводится Республиканскому совету по координации деятельности контролирующих органов. Последние и их территориальные подразделения должны получить соответствующие разрешения от совета или его региональных комиссий по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту. Они должни строго руководствоваться актами законодательства.

"Поиск эффективных путей поддержки микро-, малых и средних предприятий, несомненно, играет ключевую роль в обеспечении экономического роста. В Узбекистане, где уже предпринимаются значительные усилия, ведется поиск ответов на многие вопросы. Мы отдаем должное важным шагам, которые предпринимает правительство. Многие из этих шагов были поддержаны подразделением консультационных услуг Международной финансовой корпорации, включая такие направления, как лизинг, инспектирование бизнеса, регистрация предприятий, разрешения и лицензирование, налоговое администрирование, отчетность и процедуры добровольной ликвидации. Реформы представляют собой ответ на стремление правительства Узбекистана активно проводить в жизнь экономическую диверсификацию в качестве основы устойчивого роста. Мы прогнозируем, что в Узбекистане есть все условия для роста возможностей и что значимость малых и частных предприятий, безусловно, будет только возрастать".

Из доклада вице-президента
Всемирного банка и Международной финансовой корпорации
Джанамитры Девана (2012 год).

Также важная роль в решении поставленных задач отводится Торгово- промышленной палате Республики Узбекистан. Она ведет активную деятельность по поддержке субъектов малого бизнеса. Согласно Закону "О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан", ее сотрудники имеют право участвовать в ходе проверок деятельности субъектов предпринимательства-членов палаты. При этом они защищают права и законные интересы последних и следят за выполнением сотрудниками контролирующих органов всех должностных обязанностей. Кроме того, специалисты ТПП ведут мониторинг правильности проведения всех плановых проверок в республике.

- Только за первое полугодие 2016 года из 2241 плановой проверки, утвержденной Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, палатой был проведен мониторинг 1734 проверок, что составляет 78 процентов от общего количества, - комментирует заместитель директора действующего при ТПП унитарного предприятия "Business monitoring group" Одилбек Турсунходжаев. - Эти показатели имеют тенденцию роста. Как выявилмониторинг, не было нарушено ни одно правило проведения проверок, все права предпринимателей были защищены.

Это наглядно демонстрирует, что руководством страны проводится значительная работа для достижения целей, поставленных Президентом Исламом Каримовым в области развития бизнеса. Необходимо только продолжать правильно применять нормы закона и неукоснительно следовать им. В случае же нарушения прав и интересов субъектов предпринимательства государство и закон всегда на их стороне.

 

Языком цифр

  • В октябре 2015-го Всемирный банк опубликовал рейтинг "Ведение бизнеса", в котором Узбекистан всего за один год поднялся на 16 пунктов и занял 87-е место. По таким критериям, как "поддержка нового бизнеса", республика в настоящее время занимает 42-е место в мире, по обеспечению исполнения заключенных договоров - 32-е, по эффективности системы банкротства экономически несостоятельных предприятий - 75-е место. По индикатору "предоставление кредитов субъектам малого бизнеса" Узбекистан за последние три года поднялся со 154-го до 42-го места, улучшив только за прошлый год свой рейтинг на 63 позиции. Наша страна входит в первую десятку стран, которые за последний год достигли наивысших результатов в области улучшения деловой среды для предпринимательской деятельности.
  • С 1 января этого года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно" начали функционировать во всех регионах республики. Внедрен абсолютно новый механизм подключения их к инженерно-коммуникационным сетям на условиях "под ключ". Сегодня сто процентов налоговой и статистической отчетности сдается в электронном виде через интернет.
  • В 2010-2014 годах объем кредитования малого бизнеса увеличился почти в пять раз. Значительно расширен доступ частных предпринимателей к сырьевым ресурсам, прежде всего за счет увеличения объемов их реализации на биржевых и ярмарочных торгах.
  • Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в настоящее время, или в 1,8 раза. В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции, в ней трудится более 77 процентов всего занятого населения.