12.10.2016 1705

Доверять – не проверять!


Указом Президента от 5.10.2016 г. предусмотрена отмена некоторых видов проверок предпринимательской деятельности. Какие именно проверки отменят, какие по-прежнему будут проводиться, а также о том, как это повлияет на взаимоотношения бизнеса с государством – в нашем новом обзоре.

Проверки бизнеса – одна из форм реализации контрольно-надзорных полномочий государства. При этом цель контролирующих органов – установить соответствие деятельности проверяемого требованиям законодательства. Предпринимательская деятельность проверяется по разным направлениям.

 

I. Финансово-хозяйственная деятельность

Это деятельность, непосредственно связанная с выпуском продукции, выполнением работ или оказанием услуг, ведением бухгалтерской, финансовой, расчетной, товаросопроводительной и статистической документации, включая систему взаимоотношений с другими хозсубъектами-контрагентами, а также финансовыми, налоговыми, таможенными, банковскими и иными органами.

В центре внимания проверяющих здесь, прежде всего, законность заключаемых сделок, соблюдение правил осуществления платежей, правильность оформления документов первичного учета, ведения бухучета, порядок формирования и своевременность сдачи налоговой, финансовой и статистической отчетности.

На данный момент по закону хозяйствующие субъекты подлежат трем видам проверок финансово-хозяйственной деятельности:

- ревизия, в ходе которой изучаются и сопоставляются данные бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов для осуществления контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства. Данный вид проверок осуществляется в плановом и внеплановом порядке;

- встречная проверка, т.е. сопоставление документов, связанных между собой единством операций и находящихся у различных хозсубъектов или в разных подразделениях одного хозсубъекта;

- проверка в порядке контроля, когда контролируется устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

 

II. Исполнение налогового законодательства

Правильность исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет устанавливается в ходе налоговых проверок, порядок проведения которых регламентируется Налоговым кодексом. Это самостоятельный вид проверок, они осуществляются в двух формах:

- проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика в виде плановых, внеплановых и встречных налоговых проверок в соответствии с их описанием в разделе I;

- краткосрочная проверка, в ходе которой проверяются отдельные операции налогоплательщика. Она проводится в виде внеплановой налоговой проверки и не связана с проверкой финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Например, проверка правильности удержания НДФЛ и др. операции в качестве налогового агента.

 

III. Деятельность, не связанная с финансово-хозяйственной

Проверки, не связанные с ревизией хозяйственной деятельности, осуществляются контролирующими органами, как правило, в ходе единовременных комплексных проверок на основании утвержденных планов.

Перечень таких органов достаточно обширен: 33 министерства и ведомства, осуществляющие контроль в профильных сферах. Примером может служить пожарный, санитарный, ветеринарный, энергетический и другие виды надзора.

 

 

Деловой климат: ожидается потепление

Такое количество форм и видов проверок сдерживает развитие бизнеса.

Понимая это, руководство страны приняло решение отменить отдельные виды проверок[2]. Речь идет обо всех встречных проверках, в том числе в рамках расследования по уголовным делам. Кроме того, отменяются внеплановые проверки:

- вытекающие из решений Президента или Правительства;

- связанные с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в случаях осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств.

 

Таким образом, делаем вывод, что с 1 января 2017 года будут проводиться:

- все виды плановых проверок с сохранением, как и прежде, льгот для отдельных категорий хозсубъектов. Например, плановым проверкам финхоз деятельности и плановым налоговым проверкам не подлежат вновь созданные субъекты малого предпринимательства и фермерские хозяйства в течение первых 3-х лет с момента их госрегистрации (субъекты, производящие подакцизные товары или связанные с использованием целевых бюджетных средств – 2-х лет);

- внеплановые налоговые проверки, проводимые при ликвидации юрлица;

- краткосрочные проверки, но только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов на основании обращений о нарушениях законодательства;

- проверки в порядке контроля;

- комплексные проверки, не связанные с финхоз деятельностью субъекта.

 

От наказаний к предупреждениям

Вмешательства в предпринимательскую деятельность станет меньше, это – главное направление налоговой политики. Наряду с дальнейшей либерализацией уголовного и административного законодательства контролирующим и правоохранительным органам поручено сместить акценты в сторону профилактики и предупреждения правонарушений. То есть речь идет о новой либеральной форме реализации контрольно-надзорных полномочий государства.

И это, с одной стороны, отражает основные ожидания бизнеса. Большая часть предпринимательского сектора уже давно готова к диалогу с государством. Объясните как правильно, подскажите, помогите советом – мы сделаем, как положено.

В свое время был отмечен резкий рост количества налоговых правонарушений, связанный с введением в действие новой редакции Налогового кодекса. Причина банальная – предприниматели в большинстве случаев не знали или не понимали новых «правил игры». Однако незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.

Налаженный рабочий диалог бизнеса с государством теперь не просто тенденция, но и правовой императив. Госорганы должны больше внимания уделять разъяснению положений и требований законодательства, порядку их практической реализации. Практику необходимо обобщать и систематизировать для выявления наиболее распространенных ошибок и упущений.

С другой стороны, ранее предупреждение правонарушений и устранение условий, способствующих их совершению, было и остается неотъемлемой частью правоохранительной деятельности. Разумеется, никто не должен чувствовать своей безнаказанности – нацеленные на незаконную деятельность, проигнорировавшие профилактические меры лица должны и будут привлечены к ответственности.

 

И от теории к практике

Мы не стремимся предвосхитить события. Большая часть положений опубликованного Указа Президента должна воплотиться в виде изменений и дополнений в действующие законодательные акты страны. Тогда-то и сделаем итоговые выводы.

Пока же можно сказать совершенно точно: важнейшая задача – не допустить искажения смысла принятых решений. Правоприменительная практика должна полностью соответствовать духу закона.

Источник: norma.uz