История

12468

Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан – Надежный партнёр малого бизнеса

Малый бизнес и частное предпринимательство, составляя значительную долю экономики Узбекистана, занимают особое место в развитии страны.

Достойный вклад в укрепление позиций частного сектора вносит Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан, созданная в соответствии с указом Президента Ислама Каримова от 7 июля 2004 года.

Одним из главных задач, возложенных на Торгово-промышленную палату, являются активное содействие предпринимателям в создании новых производств, расширение деловых контактов, продвижение отечественной продукции на внешние рынки, привлечение прямых иностранных инвестиций, - говорит председатель Торгово-промышленной палаты Алишер Шайхов. - В первый год своей деятельности ТПП объединяла в своих рядах 210 предпринимателей, тогда как сегодня их число превысило отметку в 25 тысяч. Среди них – не только представители малого бизнеса и частного предпринимательства, но и крупные компании, банковские и страховые институты, лизингодатели.

Важное направление в работе ТПП – помощь предприятиям в поиске и приобретении мини-технологий и оборудования. В этих целях организуются десятки деловых поездок отечественных предпринимателей за рубеж, обеспечивается их участие в международных выставках и бизнес-встречах, а также выставках внутри страны. Эффективность такого подхода наглядно демонстрируют цифры: если в 2004 году было организовано всего 10 выставочных мероприятий с участием 800 субъектов предпринимательства, то по итогам 2013 года – свыше 150 выставок и ярмарок как в Узбекистане, так и в зарубежных странах, таких, как Германия, Китай, Турция, США, Индия, Саудовская Аравия, Казахстан и многие другие. В них приняло участие около 100 тысяч отечественных предпринимателей.

Расширяя внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, палата в 2013 году организовала свыше 70 деловых поездок отечественных предпринимателей за рубеж, тогда как в 2004 году их было всего 12. Что касается организации кооперационных бирж в Узбекистане с участием зарубежных предпринимателей, то в прошлом году их количество достигло 97. Представители деловых кругов провели переговоры, установили прямые контакты и определили направления взаимовыгодного торгового и инвестиционного сотрудничества с иностранными предпринимателями.

Особое внимание ТПП уделяет углублению и расширению взаимодействия с торгово-промышленными палатами, предпринимательскими союзами и объединениями зарубежных стран. Примером подобного эффективного сотрудничества могут послужить совместные проекты по различным аспектам предпринимательской деятельности. Так, в Центре экспертизы и чистых производств, действующем при ТПП, предприниматели проходят обучение по международным стандартам качества ISO 9000, ISO 14000, «Кайдзен». Совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству GIZ, Федеральным министерством экономики и технологии ФРГ реализуется Программа подготовки управленческих кадров, которая позволила более 300 менеджерам отечественных предприятий пройти стажировку в Германии. Не менее успешны проекты и с компанией «Bernina AG» (Швейцария), позволившие создать у нас в стране учебный центр для обучения женщин.

Принимаемые Торгово-промышленной палатой меры по расширению сотрудничества с зарубежными партнерами позволяют наращивать объемы экспортных поставок. Если в 2004 году палата оказала содействие 10 предприятиям, то по итогам 2013 года при непосредственной поддержке ТПП 98 узбекских предприятий экспортировали свою продукцию в общей сложности более чем на 76 миллионов долларов США.

В целом по итогам 2013 года услугами ТПП воспользовались свыше 304 тысяч субъектов предпринимательства, тогда как в 2004 году их было не более 27 тысяч. Как и прежде, люди обращаются по различным направлениям деятельности: от открытия, развития и реструктуризации бизнеса до выхода на внешние рынки и привлечения иностранных инвестиций, а также по оказанию биржевых услуг, подготовке и обучению кадров.

Особый акцент в своей деятельности ТПП делает на защиту прав и законных интересов предпринимателей. Уже в первый год работы палата начала отстаивать интересы бизнеса в хозяйственных судах страны. Если в 2004 году ею было подано 37 исковых заявлений, то в 2013 году эта цифра превысила 33 тысячи. На сегодняшний день свыше 90 процентов исков удовлетворены в пользу предпринимателей. Важным шагом в совершенствовании защиты прав предпринимателей в этом году явилось создание при ТПП Центра мониторинга проверок субъектов предпринимательства. Центр осуществляет мониторинг более 50 процентов проверок, проводимых контролирующими органами.

Как отмечают специалисты Торгово-промышленной палаты, одним из эффективных механизмов защиты прав и интересов предпринимателей стали созданные в 2007 году третейские суды при ТПП и ее территориальных управлениях. Сегодня бизнесмены все шире используют альтернативную государственным судам форму рассмотрения спорных вопросов, поскольку решение третейского суда имеет такую же юридическую силу, как и решение гражданского или хозяйственного судов. По итогам 2013 года третейскими судами было принято к производству и рассмотрено 668 дел.

Важно подчеркнуть, что Торгово-промышленная палата Узбекистана активно участвует во внедрении норм международного права и практики ведения бизнеса, деловой этики, подготовке предложений по совершенствованию соответствующего законодательства, направленных на улучшение правовых и экономических условий осуществления предпринимательской деятельности. В целях конструктивного и постоянного диалога между органами государственного управления и представителями частного сектора действует механизм совместной выработки рекомендаций по совершенствованию соответствующего законодательства. Только в 2013 году палата рассмотрела и провела правовую экспертизу 145 проектов нормативно-правовых актов, среди которых – законы, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств.

Благодаря всестороннему содействию и поддержке частного сектора постоянно улучшается деловой климат в стране, укрепляется свобода предпринимательства. Все это отразилось и на увеличении числа новых малых предприятий, их специализации. Не секрет, что в первые годы независимости малый бизнес начинался с торговли, а сегодня деловые люди все больше проявляют интерес к созданию малых производственных предприятий, активно осваивающих инновационные технологии, выпуск экспортоориентированной и импортозамещающей продукции. Предприниматели Узбекистана все активнее действуют на внешних рынках, поставляя туда высококачественную текстильную, продовольственную, кожевенно-обувную продукцию, строительные материалы, мебель и многое другое.

В целях дальнейшего улучшения деловой среды и ускорения процесса оказания различных услуг предпринимателям в режиме реального времени ТПП страны стала активно заниматься внедрением новых компьютерных технологий и программного обеспечения в деятельность субъектов предпринимательства. В частности, практически сразу же ТПП запустила собственный корпоративный сайт – www.chamber.uz, который из года в год модернизируется. В настоящее время любой субъект предпринимательства может воспользоваться представленными на сайте интерактивными услугами в режиме реального времени. Здесь также работают модули «виртуальная выставка», «торговая площадка», «каталог оборудования», имеются подробные ответы на наиболее часто задаваемые предпринимателями вопросы. Кроме того, можно получить юридическую консультацию, а также напрямую отправить свое обращение председателю палаты.

Одно из новшеств, внедренное при непосредственном участии палаты, – организация государственной регистрации субъектов предпринимательства на Едином портале интерактивных государственных услуг. В скором времени в соответствующие разделы портала будут интегрированы интерактивные услуги ТПП, такие, как платежная система «U-Pay», интерактивный портал «Businessinfo.uz», где любой предприниматель сможет найти ответы на вопросы по созданию бизнеса, его развитию и экспорту продукции, информационная помощь «Call-center», правовую консультацию и многое другое.

Руководствуясь девизом «Построим будущее вместе», Торгово-промышленная палата нацелена на дальнейшее совершенствование поддержки и защиты интересов предпринимателей. Ее эффективное взаимодействие с представителями малого бизнеса и частного предпринимательства способствует улучшению бизнес-среды, насыщению внутреннего рынка конкурентоспособной отечественной продукцией, созданию новых рабочих мест и, в конечном итоге, дальнейшему повышению уровня жизни и благосостояния населения.